
Проработав в школе столько, сколько на свете не живут, я вполне разделяю мнение, что в целом это - слепок с общества, только вот с какого? Да с нашего! Запаздывает, правда, это отражение немного в силу некоторой реакционности и замкнутости системы. Получается, что пожинаем мы в школе плоды того, что натворили все вместе несколько лет назад.
Никто, надеюсь, не будет оспаривать утверждение, что в основе тех проблем, которые школе приходится решать, лежит материальный фактор. Как бы мы социализм с его уравниловкой ни хаяли, жить на зарплату учителя вполне было можно, а надбавки за стаж позволяли удерживать в школе тех, у кого явной идиосинкразии на этот труд не было: то есть работать нравилось и учить детей получалось.
Остальные, чувствуя себя инородным телом, рано или поздно вынуждены были распрощаться с этим "неблагодарным" видом деятельности: одних выживали дети, которые их неприспособленность ощущали сразу же; другие понимали сами, что эта работа им, по тем или иным причинам, не подходит. А те, кто продолжал мучиться и ходить на уроки через силу, дорабатывали 25 лет до "выслуги" и благополучно сидели дальше дома или уходили в конторы, где можно было годами перекладывать бумажки из кучки в кучку.
За 20 же истекших лет учительские коллективы значительно постарели, а энтузиасты, которым все эти годы приходилось работать на износ - денег-то в первое десятилетие не платили совсем! - кто на пенсии, а кто и вовсе покинул этот "лучший из миров"! Практически все юные "учительницы", закончив пединституты, идут в менеджеры - опять же сидеть в конторах, именуемых теперь фирмами.
Те, кто выдержал анекдотичное "мы им не платим, а они всё ходят и ходят, видимо, с них ещё за вход надо брать", чаше всего не были на начало смены социального строя сложившимися учителями. Поэтому полная анархия, наступившая в обществе, а через пару лет и в просвещении, привела у многих к полному "пофигизму" (а ведь им сейчас около пятидесяти! - это костяк всех учебных заведений).
Уйти куда-то многие не сумели, не успели - началась безработица, и позакрывали большинство контор, где можно было сидеть, ничего не делая. Торговать в силу воспитания считалось делом плебейским, а ничего другого они не умели. Вот и продолжали работать, что поначалу оказалось даже интереснее, чем раньше: никто не настаивал на привычном "3 пишем, 2 в уме", были забыты многие виды бумагомарательства, исправно требовавшиеся до перестройки (кучи планов и отчётов, анализов и прочей мути, не имеющей к обучению детей никакого отношения), разрешили эксперименты и работу по собственным программам, а, главное, исчез тотальный контроль.
С возвращением в общество принципов диктатуры, они рано или поздно должны были прийти и в школу. И этот час настал: с момента начала закручивания гаек наступил новый виток "процентомании" и всяческого запугивания (а уходить-то некуда, да и страшновато, разве что полы мыть, да и заняты все тёплые местечки, где можно вечером прибежать, быстренько всё сделать и уйти). Количество бумаг возросло не в разы или десятки раз, а в неисчислимое их количество, причём стали требовать в электронном и печатном вариантах!
Выработав "выслугу", большинство учителей всё чаще задумывается об уходе из школы. Самые честные, не желающие, кривя душой, подстраиваться под бессмысленные требования системы и ломать себя, расстаются с любимой работой, особенно, если имеют защищённые тылы (материальное положение в некоторых семьях позволяет не работать, другие же присмотрели более спокойное место).
Остаются подвижники - такие, конечно же, в школах есть - и те, кому идти некуда, жить не на что, нерешительные, ретрограды, равнодушные. Вот почему даже адекватные дети часто
маются на скучных уроках и сражаются с этой беспросветной скукой всеми доступными им способами, порой даже врукопашную. Как говорится, за что боролись... И никакие поощрения отдельных учителей (все знают, как в их число попадают) престижа профессии, к сожалению, в сложившихся общественных условиях не прибавляют.
Тему, столь для нас всех важную, продолжит Оленька в своём блоге "Мысли ёшкиной кошки". У неё маленькая дочка, и все школьные проблемы ещё впереди.
Тему, столь для нас всех важную, продолжит Оленька в своём блоге "Мысли ёшкиной кошки". У неё маленькая дочка, и все школьные проблемы ещё впереди.
Сама училась в школе, уроки часто прогуливала. Но не из-за лени или озорства. На них просто было неинтересно - учителя учили кое-как и зачастую занимались своими делами. Мне полюбились всего лишь 2 добросовестных учителя - по биологии и русскому языку. С ними действительно было интересно, дети никогда не прогуливали эти уроки. В преподавателях чувствовалась какая-то искра и участие. Школу я закончила 8 лет назад, а учителя еще работают там. И каждый из нас считает долгом хотя бы раз в месяц навестить этих незабываемых людей, которые даже по прошествии лет помнят всех своих учеников.
ОтветитьУдалитьВот представь себе, такое процентное соотношение в каждом российском классе. В школе чуть больше - ну, на 3 умножить... Где гарантия, что твоей дочери достанется учитель-асс!
ОтветитьУдалитьА где выход? Вот у нас (в Грузии), в последнее время, учителям прибавляют зарплату (капля в море, но все же), учитывая повальную безработицу, места не пустуют, даже в этом году им пришлось сдавать экзамены на профессионализм. Но сколько из них влюблены в свою профессию? А это очень и очень трудно не только завладеть вниманием детей, но и удержать его 45 мин, влюбить в свой предмет.
ОтветитьУдалитьПоздравляю с открытием и счастливого плаванья!
ОтветитьУдалитьСпасибо! От небольшого повышения оплаты сейчас зависит мало, надо профессию презентовать достойно, а не так как у нас - ставят учителя ниже обслуги!
ОтветитьУдалитьС новым блогом, очень красиво, так по-школьному, по-осеннему...
ОтветитьУдалитьСпасибо. Так и хотелось сделать. К зиме, может сменю антураж...
ОтветитьУдалить